Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что
индивидуальные свободы человека являются правовым
базисом общества и экономического порядка.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого,
свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного
предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой
предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают
индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и
собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на
честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной
власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих
принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу,
основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии
защиты права меньшинства и отдельных граждан.
Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию
свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха,
всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения.
Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать
элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице,
приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага
людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться
на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической
системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
Либертариа́нство (англ. libertarianism; от англ. liberty — личная свобода; также от фр. libertaire — анархист[источник не указан 99 дней]),
реже либертаризм (фр. libertarisme) — правовая философия, в основе которой лежит
запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозы
применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица.
Запрет на агрессивное насилие является правовым, а не этическим.
Другими словами, либертарианство подразумевает, что нарушения данного запрета
должны преследоваться в судебном порядке, однако оно не дает указаний для
конкретных поступков людей. В силу этого либертарианство не является этической
системой. Оно совместимо с разными взглядами на мораль: от консерватизма, поддерживающего многочисленные
самоограничения наряду с мерами государственного принуждения, до либертинизма, отвергающего любые моральные ограничения.
Так, по мнению авторитетного либертарианского философа Волтера Блока
«либертарианец — это тот, кто думает, что либертинов не должны сажать в
тюрьму».
Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают этот запрет как
абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их
мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и
антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому
подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными
охранными агентствами, которые финансировались бы за счет благотворительности и
платы за услуги.
Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает данный запрет в качестве важного
принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно
взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита
жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и
предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет
является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во
втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения
которой государство рассматривается как меньшее зло.
В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства
(анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть
праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти
конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и
политической философии.
Маркси́зм-ленини́зм — одна из разновидностей марксизма, создание которой приписывают В. И. Ленину. В Советском Союзе термин
марксизм-ленинизм начал употребляться после смерти Ленина и был призван
объяснить различия между собственно марксистской теорией и революционной практикой большевиков. Позднее термин стал использоваться для
обозначения государственной идеологии.
- Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных
преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности»
и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».
- Учение о возможности
пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми
капиталистическими отношениями.
- Учение о революционной роли
крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм
расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и
революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел
свое выражение в символе серп и молот.
- Трактовка современного
развития капитализма как империализма.
Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, направленная на оправдание политики всемирного
наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости
использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с
политическими целями за рубежом, военное силовое вмешательство в дела других
суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны
агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в
экономике страны и ее внешней и внутренней политике, и, зачастую, как следствие
всего этого - нарастание явлений внутреннего экономического кризиса,
выражающегося в обогащении привилегированной военно-политической элиты страны,
а также в истощении бюджетных ресурсов самого милитаристического государства,
падении внутренних экономических его показателей, особенно жизненного уровня
основной массы населения, отставание государства в области социальной сферы,
особенно в части общедоступного образования и здравоохранения.
Национал-большевизм (НБ) Политико-философская парадигма, возникшая в среде русской
эмигрантской интеллигенции и военных, а также в интеллигентских и других
общественных кругах Германии, суть которой заключалась в попытке осознать с
позиций государственничества и державостроительства, смысл произошедшей в России Октябрьской революции и
пришедших к власти большевиков. Термин введен Эрнстом Никишем, в русские условия адаптирован Николаем Устряловым. Совмещает в себе элементы национализма и большевизма. Отличается от национал-коммунизма[уточнить].
Национал-большевизм резко антикапиталистичен и доброжелателен по отношению к
некоторым националистическим формам коммунизма и социализма. Национал-большевики защищают как сталинизм, так и штрассеризм . Экономически национал-большевики поддерживают
смесь Новой экономической политики Владимира Ленина, и фашистского корпоратизм.
Национал-демократия — политическая идеология, синтез умеренного этнического национализма и демократии, родственная национал-либерализму. В
современном понимании национал-демократия — это национально-освободительное
движение, напрямую связанное с правом народов на самоопределение. В
зависимости от ситуации в конкретной стране цели у национал-демократов разные.
Национал-демократия занимает жёсткую антиимпериалистическую позицию. Может являться антиинтернациональной и антикоммунистической идеологией. Одним из основных
тезисов идеологии является утверждение, что национализм был исторически
необходимым условием для десакрализации власти и началом пути к установлению
народного (демократического) суверенитета. С точки зрения национал-демократии,
эта связь существует и в современности, так как создание демократического
режима невозможно без национального единства.
Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism) — идеология и политическое движение,
стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной
цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования
сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.
Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и
бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение
оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные
вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих
целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о
ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности
в государствообразующем процессе. Отличается многообразием
течений, некоторые из них противоречат друг другу[1].
Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов
национальной общности в отношениях с государственной властью.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации,
политическую независимость и работу на благо собственного народа,
объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни
нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2].
Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению
различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной
обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период
перехода к капиталистической экономике.
- Существование наций.
Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на
фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных
характеристик.
- Суверенное право нации
на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в
собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех
членов нации[8].
Для каждой непрерывной территориально-административной единицы
политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким
образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной
территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
- Первичность нации в
государствообразующем процессе. Нация является источником всей
политической власти. Единственным легитимным типом правительства
является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право
непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм
символически приравнивает народ к элите.
- Национальная
самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка
и культуры для всего населения в пределах единой
административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией
ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация
гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя
частью никакой другой группы[9].
- Солидарность.
Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и
братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены
нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон[6],
соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
- Нация как высшая
ценность. Преданность индивида национальному государству превыше
индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан —
поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального
государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
- Всеобщее образование.
Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни
современного общества.
Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω — от ἀν, ан, «без» + ἄρχή,
архэ, «власть» + -изм) — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого
принудительного управления и власти человека над человеком[1].
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без
государственного принуждения. При этом существует множество различных
направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от
второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно
взглядов на частную собственность, рыночные
отношения, этнонациональный вопрос).
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов
принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает
заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей
другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает,
что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности,
взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной
заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы[2].
- отсутствие власти
- свобода от принуждения
- свобода ассоциаций
- взаимопомощь
- разнообразие
- равенство
- братство
Партикуляризм (от лат. particula - небольшая часть, лат. particularis — частичный) — стремление к частным
моментам, обособлению. Партикуляризм встречается в различных областях. В
русском языке данный термин наиболее широко используется в политике и
обозначает — преследование отдельными частями государства личных
интересов, в ущерб интересам общегосударственным.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης —
соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и
готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм
предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять
её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами
народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление
защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое
существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной
земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования
национальных государств патриотизм становится составной частью общественного
сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Популяри́зм (от итал. popolarismo; итал. popolarе — народный) — политическая идеология, которая стремится к согласованности действий и
взаимной заботе в отношениях между всеми частями общества. Согласно популяризму, достижение этой гармонии требует, чтобы проводимая политика охватывала интересы всех членов общества. Такой
подход противопоставляется политике в интересах отдельных классов и индивидуализму. В то же время он делает упор на демократии в противовес крайнему государственному национализму и фашизму.
|