Австромарксизм относят к демократическому социализму. Одной из
основных теорий австромарксизма была социализация производства и обращения в
условиях капитализма. Она содержала следующие положения:
Концентрация капитала в крупных банках,
находящихся под контролем правительства. Таким образом обеспечивалось
превосходство ссудного капитала над промышленным. Крупные банки смогли бы
регулировать процентную ставку, чтобы снизить размер
предпринимательской прибыли.
Австромарксизм не был цельной, монолитной теорией, среди его сторонников
существовали определённые разногласия. Существенное внимание австромарксисты
уделяли национальному вопросу. Австромарксисты выдвинули теорию
культурно-национальной автономии, основой которой стали работы К. Реннера (1899,
1902)
и О. Бауэра (1907). Австрийская социал-демократия стала первой
социал-демократической партией, принявшей специальную программу по
национальному вопросу — Брюннскую программу
(1899), в которой был выдвинут принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской литературе
Брюннскую программу оценивали негативно.
В период между Первой и Второй мировыми войнами австромарксистской
называлась австрийская
социал-демократическая партия. В 1926
году была выдвинута Линцская программа
австрийской социал-демократической партии. Во время экономического кризиса 1929—1933 годов
австромарксисты выступили за усиление роли государства в экономике и проведение
специальных исследований на регулярной основе для предупреждения подобных
кризисов. В середине 1930-х годов отдельные представители австромарксизма призывали
к вооружённой борьбе против фашизма.
После Второй мировой войны руководство социал-демократической партии Австрии
отказалось от идей австромарксизма.
Антикоммуни́зм — совокупность идей, идеологий и
политических доктрин, направленных против коммунистических идей, идеологии и соответствующих
политических течений и методов правления. Хотя термин коммунизм имеет
давнюю историю, современный антикоммунизм направлен в первую очередь против
последователей марксизма-ленинизма. На VII съезде РСДРП(б) в 1918
году партия была переименована в Российскую коммунистическую партию
(большевиков) для противопоставления своих последователей меньшевикам. Поэтому и термин антикоммунизм
используется для обозначения оппозиции не столько идее гипотетического
бесклассового общества, сколько теории и практике коммунистических партий,
которые, в свою очередь, основаны на марксизме-ленинизме.
Антиэтатизм — это направление политической
мысли, отрицающее роль государства в обществе как единственно возможную и
главенствующую. Это довольно широкое направление, которое могло объединять
различные течения мысли: анархизм, неоконсерватизм, либерализм и др.
Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое
имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на
территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде
русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение.
Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой
истеблишмента в России.
Евразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция,
отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между
Европой и Азией.
Консервативный демократический социализм предпочитает эволюционную
замену капитализма социализмом посредством изменения законодательства и
представляет собой левое крыло социал-демократии. Основной упор делается на
социальной справедливости, социальной защите, расширении социальных прав и
доступа к базовым нуждам общества (образованию, здравоохранению), создании
экономической основы для равенства возможностей и равенства перед законом.
Утверждается, что невозможно построить справедливое общество, основанное целиком
на частной собственности и принципе невмешательства государства в свободный рынок.
В отличие от социал-либералов, сторонники эволюционного
демосоциализма выступают за социальное государство, которое не просто
даёт каждому человеку равные шансы, но гарантирует каждому достойный уровень
жизни. Это достигается путём перераспределения власти и капитала, а также за счёт высокой доли государственной
собственности в крупном бизнесе (в особенности, в монополиях). Предлагается обеспечить гарантированное
государственное финансирование всех демократических институтов, включая средства массовой информации и политические партии. В плане внешней политики,
на государство возлагается не только функция обеспечения доступа ко внешним
рынкам, но и защиты внутреннего рынка (протекционизм). Демосоциалисты часто расходятся с
социал-либералами по вопросам глобализации, к которой они относятся критически.
Мировоззрение многих консервативных демосоциалистов находится под
значительным влиянием марксизма, некоторые из них отдают предпочтение плановой экономике. Большинство, однако, предпочитает
смешанную экономику, с упором на малом бизнесе,
рабочих и потребительских кооперативах, кредитных товариществах и семейных фермах.
Некоторые демосоциалистические движения (в Индии
и Танзании середины XX
века, в России начала XX века) рассматривали традиционные крестьянские
общины как образец или фундамент для экономики страны.
Радикальный демосоциализм выступает за революционное изменение
общества с целью немедленного перехода к социализму. Его сторонники отвергают
представительную демократию в пользу прямой демократии, которая, по их замыслу, должна
опираться на принципиально новые общественные организации. Социальное
государство с большим государственным сектором рассматривается как
промежуточная стадия между капитализмом и социализмом, которая снимает часть негативных эффектов
капитализма и служит базой для распространения революционных идей. Предполагается, что в
послереволюционной экономике средства производства будут в общественной собственности под
демократическим контролем со стороны рабочих, нежели со стороны государственных
чиновников и правящих элит. Такая общественная собственность рассматривается
как основа для демократии в республике.
Революционные демосоциалисты полагают, что перейти к социализму эволюционным
путём невозможно и что союз с социал-либералами означает отказ от цели
построения социалистического общества. Они скорее предпочитают союз с анархо-синдикалистами, которые также призывают к
немедленным действиям, направленным на ликвидацию капитализма, и являются
противниками авторитаризма. Однако в отличие от анархо-синдикалистов,
революционные демосоциалисты не считают необходимым немедленно и окончательно
ликвидировать государство, которое они рассматривают как инструмент для
обеспечения законности.
В странах с коммунистическими режимами, демосоциалисты часто становятся диссидентами. Они выступают за частичную децентрализацию экономики, а также
за демократию с равными возможностями для политической конкуренции между сторонниками различных взглядов.
Демосоциалисты остро критикуют коммунистические режимы за авторитарные методы правления и вмешательство в
деятельность неправительственных общественных организаций.
Этатизм (государственничество) (от фр.État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение
интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается
стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все
сферы общественной и частной жизни.
Элитизм — идеология, возникшая в Италии в начале XX
века, развивающая идеи Макиавелли об управлении государством. По ней общество
состоит из элиты, управляющей его деятельностью, и народа-биомассы. Согласно элитизму, элита могла лепить из биомассы
что угодно, а развитие общества определялось исключительно умением «гончаров». Итальянский элитизм был применён на практике
итальянским фашизмом, в отличие от немецкого фашизма.
Христиа́нский социали́зм — направление общественной
мысли, стремящееся придать христианской религиисоциалистическую окраску (объединяющее социалистическую
модель экономики и традиционную христианскую этику). Возник в первой половине XIX
века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века О. фон
Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное
христианство» и «государственный социализм». Ряд принципов христианского
социализма включён в социальную доктрину современного католицизма.
Ультраправые, крайне правые, радикальные правые —
термин для обозначения носителей крайне правых политических взглядов. В современном мире
используется в основном для обозначения сторонников расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов
Убу́нту (Ubuntu) — это южноафриканское направление этики
и гуманистическойфилософии, особое внимание уделяющее понятиям верности и
лояльности в отношениях между людьми. Это слово пришло из языков зулу и коса. Убунту является одним из основополагающих принципов
новой Южно-Африканской
Республики. Его положения связываются с идеямиАфриканского Возрождения.Приблизительное толкование слова убунту — «человечность по отношению к
другим». Другой возможный вариант перевода — «вера во вселенские узы общности,
связывающие всё человечество».
За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х
направление русской общественной и философской мысли. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений
стран Западной Европы. Основываясь на признании
изначального единства человечества и закономерностях его исторического
развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими
путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы. В менее строгом
понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские
культурные и идеологические ценности.
Интегрализм — это идеология, считающие общество
единым целым. Оправдывает социальное неравенство и сотрудничество классов, предотвращающее
конфликты между социальными и экономическими группами общества. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство
вместо разделения по идеологическому признаку. Часто рассматриваясь
противниками как идеология «крови и почвы», интегрализм утверждает, что
наилучшие государственные институты для каждого народа диктуются его культурой,
историей и климатом страны. Интегрализм поддерживает римско-католическую
церковь и не признает национальные церкви. Интегрализм обычно ассоциируется с движением
Аксьон Франсэз и фашизмом, особенно в Латинской Америке, однако существуют
некоторые различия. В Португалии, на родине интегрализма, он является
традиционистским и монархистским движением в противоположность республиканскому
фашизму, опирающемуся на городских капиталистов.
Интегральный Национализм — один из пяти видов национализма, как определил в 1928 году, Карлтон Хаес (Carlton
Hayes) в своей книге «Историческая Эволюция Современного Национализма».
Шарль Моррас (1868—1952 гг.) и Морис Баррес
(1862—1923 гг.) первыми четко определили принципы интегрального
национализма, который отбрасывал как устаревшие принципы гуманного либерализма
и призывал к быстрым решительным действиям ради национальных интересов.[1]
Моррас и Баррес стали в 1899 г.
соучредителями движения «Аксьон франсез». Они выступали за Францию только для
французов, причем для лояльных, коренных французов-католиков.
Легитимизм (от лат.legitimus, фр.légitime, «законный») — политическая теория в Западной Европе (преимущественно во Франции), признающая историческое право династий на решение основных принципов государственного
устройства.